Президент России и федеральные депутаты с сенаторами преподнесли новогодний подарок всем тем, кого волнует проблема развития курортов в России.
«Подарок» в виде федерального закона № 406-ФЗ, назовем коротко «Об изменении закона об особо охраняемых природных территорий (ООПТ)» (Обзор закона Закон), принят быстро и резко, после нескольких лет «прослеживания» в Госдуме России.
Лишение курортов статуса ООПТ конечно очень серьезно осложняют ситуацию на и Кавминводах в целом.
Особо охраняемый эколого-курортный регион России – Кавказские Минеральные Воды был создан в 1992 году по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина.
Создание было обусловлено необходимостью сохранения уникальной не только для страны, но и не имеющей аналогов в мире территории. Мне могут возразить, мол те же Карловы Вары, Баден-Баден и иные, покруче будут. Действительно. Да и по миру громадное количество мест где есть минеральные источники. Есть они и у нас в стране во множестве. Не буду говорить об уникальности минеральной воды, чтобы не уподобляться кулику хвалящему родные места. Ученые об уникальности давно всё сказали и доказали. А вот сочетание различных источников минеральной воды и грязей, их месторасположение способствующее максимально эффективному лечению и реабилитации многих заболеваний, и весь природный комплекс региона в целом, безусловно неповторимы и потому притягательны и востребованы с 19 века.
Потому при всех спорах, а мы жители КМВ остаемся безусловными сторонниками приводимой оценки, значение КМВ и минеральных вод типа Ессентуки, Нарзана, Славяновской, Смирновской, многочисленных иных минеральных вод региона и грязей Тамбуканского озера для России неоценимо.
Но сейчас не об этом.
То ли выдержку законопроект набирал, то ли время власть выбирала, то ли руки не доходили, непонятно, но от этого не легче.
Так вот курорты России из особо охраняемых природных территорий исключили.
И началась в регионе свистопляска.
Определись две основные группы. Первую можно назвать «Всё пропало!, Караул», это «голуби». Вторую «Ура! Мы победили!», соответственно «ястребы». Были они и ранее. Но сейчас борьба вспыхнула вновь. Простые люди на это не заморачиваются, у них и так проблем хватает. А видя и слыша комментарии с обеих сторон, жители КМВ понять ничего не могут, и дают оценку одну – бардак. Бардак, потому что спорят представители властей разных уровней, вместо единственно возможного государственного подхода. Создать компетентную группу специалистов и рассмотреть все проблемные вопросы, для выработки предложений законодательного, нормативного и организационно-финансового характера.
Но пока как лебедь, рак и щука. «Ястребы» за ослабление режима в особо охраняемых природных территориях и изменении границ охранных зон. Во главе этой команды мэрия Пятигорска и примкнувшие к ним с разной степенью открытости власти других муниципалитетов КМВ, некоторые представители депутатского корпуса и строительное лобби. Для чего «ястребам» эти ослабления? Ответ можно слышать – городам надо развиваться, людям надо лучше жить. Эту лучшую жизнь мы видим. Строительство везде где можно и нельзя, всего что вздумается. Фактически идет борьба за землю и бесконтрольное строительство. Единственный оставшийся у чиновников ресурс «для освоения». Земля товар очень ценный.
«Голуби» это экологи, ученые, специалисты по добыче минеральной воды, общественники, ряд политиков и депутатов. Здесь многие хотят «законсервировать» КМВ, дабы не потерять их полностью.
Силы очень не равные, что можно понять из возможности мобилизации ресурсов.
Правда около 2-ух лет назад резко озаботилась состоянием законности происходящего на КМВ прокуратура. Но пока главным она видит прекращение передачи в собственность земельных участков и отобрание такого права предоставленного. Идут суды и землю «забирают» из собственности, прежде всего у граждан, хозяев домов и садовых домиков.
Скажу сразу, я не сторонник ни одной из этих групп, но больше склонен к позиции «голубей». Практически во всем, с небольшими оговорками, за исключением одного – отношения к вопросу собственности на землю. Изначально, а отношение к созданию и развитию КМВ на современном этапе я имею с момента работы в составе комиссии Верховного Совета и Правительства РФ в 1992 году, был и остаюсь сторонником права граждан иметь в собственности землю под своим домом, садовым домиком и дачей. И бизнес-проекты имеют право на реализацию с предоставлением земли в собственность, не всей подряд конечно. Почему нет, чем навредит собственник больше арендатора? Напротив, мы видим, что города и при режиме ООПТ, при режиме аренды, застраивались невзирая ни на что. Несмотря на федеральные законы и постановления Правительства РФ.
И сейчас все сводится к борьбе с собственностью на землю, а не с тем беспределом по уничтожению природной среды и как следствие лечебных ресурсов уникального региона.
Острота темы и сейчас меня уносит в их пучину, но будем вырываться.
Так в чем опасения и спор по принятому закону?
Курорты перестали быть особо охраняемыми природными территориями? Да. В 406-ФЗ принята новая формулировка статьи 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и курортов в ней нет, непросто нет, они исключены. О чем внесены поправки и в иные федеральные законы, в том числе и прежде всего в Земельный кодекс. Что это значит? Курорты ликвидированы? Нет! Соответствующий федеральный закон действует. Тогда что? А то, что курорты больше не относятся к землям ограниченным в обороте, а значит могут передаваться в собственность беспрепятственно. Потому «ястребы» готовы наброситься на лакомые куски КМВ, а «голуби» решили что все пропало.
Но так ли все катастрофично? Режим ограничений на территории курортов не отменен. Не отменены регулирующие хозяйственные нормы правила, не отменено Постановление Правительства РФ № 14 от 2006 года о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск? Нет. Откуда паника?
«Голуби» во власти (немного и на краевом уровне) поначалу вскричавшие «Караул!», и призвавшие к действиям, затем «нашли выход» в самом законе. Мол все нормально, к нам отношения не имеет.
На чем основана такая уверенность? На статье 10 ФЗ №406, а точнее её пункте 3. Привожу его целиком: «Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Если посмотреть, то по конструкции нормы закона может сложиться впечатление, что ранее созданные особо охраняемые природные территории сохранены. Так и полагают сторонники данной версии трактовки.
Другие говорят что толкование неверно.
Скажу как я понимаю эту норму.
Принятым законом введен новый порядок создания ООПТ и установления их границ. Соответственно в отношении ранее созданных ООПТ и их охранных границ законодатель принял норму их сохраняющую. Логично и правильно. Даже скажем справедливо. Но курорты то перестали быть ООПТ.
В указанной статье 10 ФЗ № 406 установлено «… сохраняются в границах, …» и не более.
В законе нет нормы, устанавливающей, что ранее созданные курорты относятся к ООПТ. Хорошо это или плохо? В отношении снятия ограничений по видам прав на землю считаю безусловно положительно. Да и страхи о снятии всех запретов очень по-моему мнению надуманы.
Власти края направили запросы в Госдуму России с просьбой дать разъяснения и толкования данной нормы.
Важнее, считаю иное, начать наводить порядок и прежде всего в жестком соблюдении природоохранных требований. Прекратить вырубку лесов на КМВ, городских в том числе. Остановить уничтожение зеленых зон в городах –курортах и на территории всех Кавминвод. Остановить строительный беспредел и застройку курортных зон многоэтажными домами и бесчисленными магазинами. Сохранить исторический облик курортов и поселений. Механизмы для этого имеются и без ООПТ.
Пока еще не поздно. Иначе в спорах о собственности на землю и ООПТ, мы потеряем курорты и лечебные ресурсы. А пока добьемся изменений закона как предлагают многие, останемся на руинах, и превратимся в затрапезные никому не интересные поселения с заурядной архитектурой «турецко-магазинного типа».
Необходимо начать действовать. Предыдущие губернаторы ограничивались словами, а чаще кивали на местные власти.
Что будет делать врио В.Владимиров? Предложения во власть внесены, и многие готовы участвовать в конкретных делах. Ответ за властью.