О мусоре и мусорных фокусах в Ессентуках
Для кого мусор, а для кого и клад
В Ессентуках долгие годы существовала сложившаяся практика сбора бытовых отходов (ТБО) у населения через контейнеры, установленные на специальных площадках. Городская власть тратила огромные деньги на изготовление и приобретение контейнеров.
Была закуплена специальная уборочная автомобильная техника, в том числе на средства краевого бюджета. И это тоже многомиллионные средства. Уборкой занималось городское муниципальное предприятие.
Правда, нареканий тоже было много. И контейнеров недостаточно, и вывоз нерегулярный, и уборка контейнерных площадок оставляла желать лучшего.
Ломать не строить
И тогда, вместо наведения порядка в работе городского предприятия, власть «сбросила» все на частников. По дворам пошли гонцы с договорами, по которым горожане поручали некой фирме ООО «Спецэкотранс» сбор и вывоз мусора, и расторжение договора с муниципальным предприятием. Фирма была вновь созданной, и располагалась почему-то в конторе МУП «Комбинат благоустройства города».
Дальше — больше. Решили избавиться и от контейнерных площадок, заменив в зоне малоэтажной застройки систему вывоза на «поведерную». И вновь потратили миллионы, теперь на приобретение контейнеров, уже для установки их у каждого частного дома. Правда впопыхах забыли, что площадки для выставления мусора должны быть отведены, схема их размещения утверждена, обеспечена уборка и дезинфекция. «Забыли» и о федеральных правилах, и собственных городских Правилах благоустройства и санитарного содержания территорий. А может напротив, освободились от ответственности за чистоту на контейнерных площадках, переложив все на граждан. Плата при этом за вывоз ТБО увеличилась.
Но дело было сделано. Купленных контейнеров всем не хватило. Вывоз мусора производится в разных районах по-разному, где-то три, а где два раза в неделю. И рядом с домами индивидуальной жилой застройки каждое утро стали появляться груды пакетов, атакуемые кошками и собаками. Пакеты стали вешать на деревья, строить специальные приспособления для подвешивания их над землей и прочие ухищрения. Однако мусор из порвавшихся пакетов разносит по городу, создавая неприглядную картину. Власти такое положение, похоже, устраивает. Власти, но не жителей.
“Признать незаконными действия администрации города Ессентуки по организации сбора и вывоза отходов на территории города Ессентуки в части ликвидации контейнеров по сбору мусора” — такое решение принял в 2014 году Ессентукский городской суд, приведя серьезный анализ правовой базы, связанной с вывозом ТБО у населения.
Инициатором судебного разбирательства в защиту права граждан, выступила общественная организация МПОО “Право”. Однако краевой суд решение отменил, и прекратил производство по делу. Прекратил не потому, что решение неверное по существу, а потому, что общественная организация не может защищать жителей города, не дает, по мнению краевого суда, закон ей такого права. Кто же защитит права жителей? Может быть, те, кто представляет интересы населения во власти – городские депутаты? Вот об этом позже.
Занимательная арифметика
Но не только система вывоза мусора, но и антисанитария в городе волнуют жителей. Не меньше вопросов вызывает то, обосновано или нет, с нас берут суммы, которые предъявляют мусорные компании. На первый взгляд, вроде как все обосновано. Нормативы накопления, т.е. сколько каждый из нас мусорит в год, установлены по результатам экспертизы. На основании этих расчетов определена и цена услуги. Нормативы накопления мусора были утверждены и Советом города Ессентуки и Главой города и действовали все последние годы. Было рассчитано, что каждый ессентучанин, живущий в многоквартирном доме, в год выбрасывает 2,83 м3 мусора, а житель частного дома 3,77 м3. Расчеты расчетами, а жизнь идет по-своему.
Жители многоквартирного дома по ул. Кисловодская 24а сделали свой расчет. Вернее, сравнили расчет и фактическое положение. По норме накопления утвержденной властями и количества жителей, в месяц в их доме накапливается около 40 м3 мусора. За вывоз ТБО в таком объеме они и платят частной компании. А на деле? В доме мусоропровод, установлены 2 контейнера объемом 0,75 м3 каждый, вывоз 3 раза в неделю. По фактическому вывозу выходило не 40 м3, а в 2 раза меньше. Получалось что 160 человек переплачивали больше 80 тыс. руб. в год или каждый более 500 руб.
Мусорная мистика
Конечно, по одному дому неверно делать выводы по всему городу. Жители обратились в правоохранительные органы. Им был дан ответ, что оплата взимается по нормативам, утвержденным городскими властями, и по этому нарушений нет. Но факт перебора, по мнению жителей, все-таки был и они обратились в Общественный совет города Ессентуки. Проверку поручили комиссии по ТБО. Была также создана и рабочая группа, к работе которой привлекли и мусорные компании, и депутатов, и работников администрации, и представителей управления ЖКХ. Все делалось открыто.
В городе Ессентуки сбором и вывозом мусора от населения занимаются в основном 3 частных ООО — «Спецэкотранс» (о нем уже было выше), «Спецавтохозяйство», «ОТК». Услуги этих компаний буквально навязаны жителям города после «ухода» из этой сферы муниципальных предприятий.
Законом предусмотрено, что по коммунальным услугам заключаются публичные договора. Организация публикует договор, и если потребитель принял условия по услуге и начал производить платежи, то договор заключен, т. е. не нужен индивидуальный договор между каждым потребителем и поставщиком услуг. Однако услуги по вывозу ТБО не относятся к коммунальным. До тех пор, пока собственник или наниматель помещения не заключит письменный договор, он не может считаться заключенным, и опубликование условий договоров в СМИ не означает ничего, кроме предложения, на которое должен поступить ответ заказчика.
Городские власти не могут не знать о требованиях закона. Более того, есть и местный судебный опыт. Так, еще в 2011 году Предгорный суд, рассматривая действия мусоровывозящей организации по ситуации, аналогичной ессентукской, признал публичный договор ничтожным, т.е. незаконным.
Названные частные компании обслуживают около 70 тысяч жителей города. А где еще 30 тысяч? Директор ООО ОТК В.Арбузкин настаивает на том, что перепись проведена неверно, и в городе не проживает реально 100 тысяч человек.
Комиссия решила проверить: сколько мусора фактически собирается и вывозится на утилизацию в целом по городу, в том числе и от коммерческих структур.
И получилось что-то фантасмагорическое. ООО «Спецэконтранс» собрало за 18 месяцев 2013-2014 года 264 тыс. м3 мусора, а сдало на полигоны и мусоросжигательный завод 56 тыс. м3. Также и у ООО «Спецавтохозяйство» — собрано 87 м3, а сдано около 20 тыс. м3. Разница в 4-5 раз! Но рекорд за ООО «ОТК» — собрано 89,5 тыс. м3, а сдано 6,6 тыс. м3. Как это объяснить?
Мусорщики пытались сначала объяснить все неправильным расчетом комиссии. Мол, надо «разуплотнить» мусор. Мусоросборочный автомобиль прессует его в 3-5 раз, уплотнение происходит при сборе. Это так, но вес от уплотнения не меняется, законы физики никто не отменял.
Мусоропринимающие организации дали сведения о мусоре в тоннаже, так как они его принимают по весу. Перевод же в кубометры комиссией был проведен по нормам уплотнения, утвержденным городскими властями, по экспертизе, подготовленной за счет самих мусорщиков. То есть, по их же показателям. На совещании у Главы города Л.Писаренко ее первый заместитель В.Михотин все доводы отмел и заявил, что частная компания берет столько, во сколько оценивает свои услуги, и власть в это не вмешивается. А почему тогда при отсутствии полномочий были приняты решения и Совета города и Администрации, в то время как многочисленными фактами судебной практики четко дан ответ, что органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы ТБО, это прерогатива краевых властей.
Так куда девается мусор? Испаряется? Вразумительных возражений просто не было, кроме попыток «разуплотнить разуплотненное». Можно было бы полагать, что комиссия могла ошибиться, неверно просчитать объемы, но они взяты из официальных данных и у самих проверяемых.
Если сравнить данные по нормативам накопления, то в Ессентуках они выше, чем в Москве, Петербурге, Белгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Ниже почти вдвое, чем у нас нормативы и в Твери, Кирове, Ижевске и многих других городах России. Нам мусорщики объясняли, что в Георгиевске еще выше, чем у нас. Слабое утешение, если это так. Ученые говорят, что чем выше уровень благосостояния населения, тем больше объем мусора, и это объяснимо. Показатели в Ессентуках превышают данные нормативы в указанных крупных городах по многоквартирным домам на 25% — 95%, по ИЖС разница до 30% — 50%.
Так что — уровень жизни в городе Ессентуки выше, чем в Москве, Петербурге? Это, конечно, не так.
Есть основания также полагать, что нормативы в Ессентуках против фактических объемов собираемого мусора просто завышены и люди платят лишнее.
Рука руку?
Вспомните фамилию директора ООО ОТК В.Арбузкина. Это он в суде говорил о вине власти. Видимо забыл, что он и сам власть. Депутат Совета города и председатель комиссии по развитию промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательства, транспорта, связи, бытового обслуживания и торговли. Вот так. Сам контролирует ЖКХ, и сам им занимается. Может ли при этом быть депутатский контроль над самим собой? И стоит ли ждать помощи от депутатов. Две другие мусорные компании возглавляют другие директора, но вот в ходе всей проверки безусловным лидером выступал В.Арбузкин, доказывая абсолютную правоту всех трех компаний. Поговаривают, что он имеет отношение ко всем трем компаниям. Может это и неверно, но вот то, что они находятся по одному и тому же адресу на ул. Озерной, 6 в Ессентуках, имеют одинаковые телефонные номера, счета в одном и том же малоизвестном в городе банке наводит на определенные мысли. Равно как и то, что при разности площадей территории обслуживания, разной численности абонентов, т. е. разных затратах, у них практически одинаковые размеры оплаты за услуги. Город поделен этими «независимыми» друг от друга компаниями на 3 части, и как это произошло без их договоренности — представить сложно. Такая вот конкуренция.
Да, еще вот что небезынтересно. Потратив значительные средства на контейнеры, городские власти от них отказались, изменив схему вывоза. Теперь контейнеры для индивидуальных домов. И вновь траты. А почему прекратило деятельность муниципальное предприятие МУП «Комбинат благоустройства города» и почему оно не занимается мусором? Связано это с тем, что хозяином частного бизнеса по сбору мусора является депутат В.Арбузкин и он же директор МУП? Куда делась городская мусороуборочная техника, которая была в муниципальном предприятии. Её сдали в аренду или продали? Кому, когда, по какой цене — ответа комиссия не получила. Вот такие мусорные тайны.
Проверка, проводимая Правительством СК в текущем году, отметила серьезные недостатки в работе городских властей, в том числе и в сфере ЖКХ. Отмечены и факты аффилированности компаний ЖКХ с работниками муниципальной сферы.
Если посчитать разницу в деньгах по тем расхождениям, которые первыми установили жители дома по ул. Кисловодской, то получается совсем не мусорная картина. За год мусорные компании собирают около 90 млн. руб. Это если по нормативу и с 70 тыс. жителей. При переплате даже 20%, сумма по городу на 100 тысяч населения выходит в 25-30 млн. руб. в год.
Так почему при такой оценке положения в городе Глава Ессентуков Л.Писаренко не принимает мер?
Действительно, кому-то мусор, а кому-то клад. Только не из карманов ли жителей города? Да еще и на основании незаконных решений Совета города и Администрации.
Александр СЫСОЕВ, координатор
Ессентукского городского отделения ЛДПР