- Александр Михайлович, Вы разместили в Интернете петицию к президенту России с призывом остановить вырубку зеленых насаждений и застройку КМВ. Есть ли на нее ответ?
- Мы ее еще не отправили, сбор подписей продолжается. Это одна из форм привлечения внимания к проблеме. Общественность Кавминвод, специалисты, многие депутаты постоянного направляют не только критические замечания и обращения, но и предложения по принятию мер, законодательных и нормативных актов. Как говорят, капля камень точит.
Кому были адресованы обращения? Исполнительной власти?
Были обращения и в Госдуму России и в краевые органы власти. Реакция отсутствует. Недавно Совет Федерации выразил обеспокоенность, но что последует за этим, трудно сказать.
В Краснодарском крае есть экологические организации, которые каждый факт вырубки деревьев на аллее или в лесу фиксируют и подают данные в прокуратуру.
У нас много людей на КМВ, и в крае занимаются такими же проблемами. В Пятигорске – «Солнечный патруль», Михаил Паршин. В Ессентуках мы работаем в рамках общественного движения «Зеленый город», координатор Светлана Фатьянова. В Кисловодске активен Павел Мартиросов. Общественный совет города Ессентуки постоянно уделяет внимание вопросам сохранения курорта. В Ставрополе общественность активно поднялась на защиту лесов и против безобразной застройки.
- Чью сторону занимают обычно в таких случаях прокуратура, природоохранные органы?
- По моей оценке, по конкретным фактам нарушений меры принимаются недостаточные. Зачастую это и волокита, и перебрасывание из ведомства в ведомство. На Кавминводах последние два года прокуратура больше занималась борьбой с правом собственности на землю как некоей мерой охраны курортов. Если бы прокуроры взялись за проблему санитарного состояния и поставили вопрос о необходимости выделения ресурсов на канализирование населенных пунктов региона, это было бы важнее и полезнее.
Сейчас 406-ой Федеральный закон ("О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") снял ограничения на оборот земли, и, надеюсь, у надзорных органов появится больше времени заниматься нарушениями экологических норм.
Исторический облик Кавминвод разрушается, в числе прочего, из-за сноса старинных зданий. Вы недавно отмечали, что в Ессентуках снесена дача казака Токарева и вдовы ротмистра Войновой 1899 года постройки, которая ранее была в реестре памятников истории и архитектуры.
Памятники архитектуры снимают с учета, как утратившие историческое значение, и сносят. Это вообще-то бред. 100-120 лет здание имело значение и вдруг его утратило? Наоборот, оно приобретает тем большую значимость, чем дальше период, когда такие объекты создавались. А есть здания старой постройки, которые с точки зрения юридического факта историческими памятниками не являются. Но они создают атмосферу курорта, его историческую и культурную среду. Отдыхающие ведь хотят погрузиться в покой, в тишину, радуются возможности подышать чистым воздухом, побродить по аллеям, паркам. Бетонные коробки и бесконечные ряды магазинов они имеют и у себя дома. Люди сюда за другим едут.
ВРИО губернатора Владимир Владимиров, будучи в Ессентуках, сказал, что нужно на месте сносимых аварийных зданий либо расширять проезжую часть, либо делать новые островки зеленых насаждений. К сожалению, пока идет процесс обратный. Зеленые насаждения вырубают, вместо расширения уничтожают придорожные полосы , зажимая дороги в ряды «бутиков». И стоят они пустующие.
В декабре прошлого года в краевой Думе прошло крупное совещание по этим проблемам. Мы предлагали создать рабочую группу, в нее включить не только чиновников, но и специалистов в области природных ресурсов, гидроминеральной базы. Пока еще такие специалисты есть, но возраст их далеко не юношеский, и завтра не у кого будет получить элементарное заключение. Необходимо создать механизм преемственности, иначе мы утратим уникальные практические знания, накопленные десятилетиями и хранящиеся в частных архивах специалистов. Они готовы, но их не слышат.
Есть позиция губернатора, но нужны и действия власти.
- То есть слова расходятся с делом?
Пока да. Вот высказался ВРИО губернатора: «Надо прекратить механический прирост на Кавминводах». Запретить гражданам России приезжать и жить, где они хотят, невозможно, есть Конституция. Но если правительство края ежегодно устанавливает план, с нарастанием в 10-15 процентов, ввода в эксплуатацию жилья, отсюда и прирост. А ведь есть научно обоснованные расчеты допустимых нагрузок на курорты. Муниципалитеты в оправдание своих действий ссылаются на эти планы. Мы предложили, прекратите наращивать планы строительства на КМВ. Тогда остановим и обезображивание курортов и прекратим механический прирост населения.
- Про закон о Кавминводах речь идет с самого их создания в современном виде – более 20 лет. Нам всегда говорили, что нельзя принимать законы персонально для какой-то местности. Но для Сочи же приняли?
- Совет Федерации заявил, что нужен особый закон. В то же время, совсем недавно, под Новый 2014 год, 28 декабря, сенаторами был утвержден закон, по которому курорты перестали быть особо охраняемыми природными территориями. А через полгода после этого серьезные упреки в адрес властей всех уровней. Но извините, вы же сами создали плацдарм для возможных очередных безобразий?
- Так кого винить в современном состоянии курортов. Федеральную власть?
- Федеральный центр, безусловно, обязан заниматься КМВ, но Ставропольский край не может стоять в стороне. Тем более, что многие вопросы в этой сфере находятся в совместном ведении федерации и субъекта. Не обойтись и без привлечения наших соседей КБР и КЧР, так как территория региона КМВ расположена частично и в пределах их границ. Инициативу по КМВ проявил сенатор Валерий Рязанский, москвич, который представляет в Совете Федерации Курскую область. Два сенатора от Ставрополья там сидят, а инициатива почему-то исходит от человека, далекого от наших проблем. Так что говорить, что виноваты только федералы, наверное, нельзя.
Часто споры сводятся к тому, нужны ли Кавминводам отдельные органы управления или пусть муниципалитеты и краевое правительство сами справляются. В царской России наиболее эффективной формой управления курортами КМВ после многочисленных экспериментов было избрано государственное управление. Существует и мировой опыт, где вопросы курортов строго контролируются государством. Речь не о подчинении муниципалитетов какой-то структуре. У нас и здесь полная неразбериха. В реестре географических объектов курорты Ессентуки, Пятигорск, Железноводск и Кисловодск имеют свои границы. Они гораздо шире, нежели границы одноименных городов. А по постановлению правительства о курортах их площади равны площадям городских округов.
Многие считают, что орган управления Кавминводами хотят создать, чтобы деньги «пилить» и командовать. Орган управления нужен как методологический центр, орган, согласовывающий принятие решений, касающихся использования природной среды, осуществляющий мониторинг состояния курортов, запасов минеральной воды и иные вопросы сохранения уникальной природной базы наших курортов. Нужен и контроль над решениями муниципалитетов по застройке и вырубке зеленых насаждений.
Один пример. Состояние системы наблюдательных скважин приближается к рубежу, когда она исчезнет. На ремонт этих скважин для контроля состояния запасов минеральной воды нужно тратить деньги, а их практически не выделяют. Но если их не тратить, потом мы вынуждены будем делать все заново, а это в десятки раз больше, или потеряем уникальные воды.
Видя такое положение, многие предполагают, что есть некие силы, которые просто хотят уничтожить КМВ как регион, который способен быть конкурентом мировым курортам, таким как Карловы Вары, Баден-Баден и другим.
Александр Хлопонин правильно говорил: «У семи нянек дитя без глазу». Но надо заканчивать разговаривать.
Федеральный центр, безусловно, обязан заниматься КМВ,- Сысоев
- Когда Хлопонин занялся Кавминводами, появились слухи, что он хочет отобрать регион у Ставрополья и подарить Кавказу. Как вы к этому относитесь?
- Я не знаю, кому нужно это паникерство. Кавминводы в пределах территории Ставропольского края забрать никто не может без референдума.
Знаю планы Хлопонина по агломерации муниципальных образований КМВ. Общими силами решать проблемы легче. Это территориальное планирование, застройка, транспорт, рабочие места и защита природной среды – леса, зеленые зоны, переработка мусора и многое другое.
Вопрос в другом. Вызывает опасение, что появятся некие персональные экономические преференции. Мы видим, что бизнес из соседних республик активизируется в Пятигорске, Кисловодске. А у кого деньги, у того и власть. Настораживает людей, то что изменятся исторически сложившиеся традиции территорий, быт и обычаи. Вот здесь необходимо серьёзно думать, используя и опыт многих стран в этом направлении.
- Какой должна быть, на ваш взгляд, собственность на санатории? Раньше они принадлежали профсоюзам, а сейчас, должно быть, большинство перешло в частную собственность?
- Не совсем так. На КМВ есть санатории государственные, ФНПР и частные, и их все больше. Я был в 90-е годы членом государственной комиссии Верховного Совета и Правительства РФ, которая проводила ревизию состояния санаторно-курортной базы. В тот период мы подготовили законопроект о запрете приватизации санаторно-курортных учреждений любой формы собственности – профсоюзной и государственной. Он был принят, и курорты в период развала и реформ сохранили. Раздел собственности с профсоюзами шел очень долго и закончился не так давно. Многие объекты остались у профсоюзов, они их потихоньку и продают, и перепрофилируют. У нас в Ессентуках недавно разгорелся скандал из-за того, что хотели закрыть Механотерапию как лечебный объект, где стоят аппараты Цандера, которые до сих пор работают. Они уникальны и необходимы для лечения. Усилиями общественности и местной власти остановили этот процесс.
В конце Великой Отечественной войны было принято постановление правительства СССР о передаче санаториев на Кавминводах в оперативное управление профсоюзам. Потом профсоюзы говорили, что мы-де вложили туда большие деньги, и поэтому это наше. Профсоюзы выполняли функции государства в области социального обеспечения, в том числе санаторно-курортного лечения. Деньги под это выделялись государством! У нас был единый профсоюз – ВЦСПС, существующий за счет взносов всех работающих людей в стране. Это было, по сути, общенародное имущество, построенное, поддерживаемое и ремонтируемое на государственные средства. И вдруг оно стало собственностью ФНПР – одного из профсоюзов. Ведь у нас и другие профсоюзы возникли после развала ВЦСПС. Но собственность реально в руках верхушки профсоюзов. Используя политическую конъюнктуру, манипулируя от выборов к выборам, профсоюзы, как я считаю, просто шантажировали государство и добились своего.
Я придерживаюсь мнения, что профсоюзы должны передать эту собственность государству. Ее можно и национализировать, путем выплат компенсаций. Нужно ли будет потом все это приватизировать? Я считаю, нет. По Конституции, Россия -социальное государство. Сохранить курорты для лечения простых граждан необходимо, иначе места на них вытеснят дорогостоящие апартаменты. Можно использовать форму передачи в доверительное управление.
В то же время частный бизнес имеет право строить новые объекты, реконструировать. Я являюсь сторонником частной собственности на землю на Кавминводах. Гражданам землю под домами и садовыми домиками, дачами надо отдать бесплатно, а вот бизнесу продавать по реально рыночной цене и направлением средств в местные бюджеты. Но обязательно необходимо установить жесткие экологические требования и обязанность соблюдения вида разрешённого использования объектов, без права их перепрофилирования.
Автор: Светлана Болотникова
Оригинал: Ссылка